Схема маршрута Школа — Дом

Начало школьного пути является одним из самых важных моментов в жизни ребёнка, он запомнится надолго. Обычно у детей он проходит на высоком эмоциональном подъеме. Желательно, чтобы ребенок не только рассказывал, но и показывал (составлял дорожные ситуации, дорисовывал недостающие элементы, показывал движением рук, головы, положением тела) и проговаривал вслух свои действия. Ребенок должен уметь пользоваться картинками, плакатами, различными вариантами выхода из дорожной ситуации.

Начинать работу по созданию схемы – маршрута рекомендуем с проведения родительского собрания, на котором привлечь взрослых в свои помощники, как главных заинтересованных лиц в безопасности жизнедеятельности своего ребёнка:
1. Вместе с ребёнком пройти по рекомендуемому маршруту, обсудив места, требующие повышенного внимания.

  1. Дома вместе с ребёнком обсудить маршрут и описать те объекты, которые встречались на пути.
    3. Пройти маршрут вместе с ребёнком повторно, попросив его объяснить взрослому, как правильно поступать в том или ином случае, задавая различные временные, пространственные и погодные условия, исследовать разные способы движения.
  2. Регулярно тренировать внимание ребёнка, превращая его знания в навыки поведения.

ИГРА «Навигатор». Предложить ребятам нарисовать микрорайон (школа — дом). Причем изначально выбор формата листа для карты оставить за детьми (иногда приходится перерисовывать на большой лист). Для начала отразить на схеме элементарные вещи (здания, дорога, детская площадка, скамейки, кустарники и т.д.). Когда карта местности готова, мы ее совершенствуем: изображаем светофоры, пешеходные переходы, дорожные знаки. Так как это занятие не одноразовое, поэтому каждый раз идя на занятия в школу и по дороге домой, проверять все ли правильно изобразили. Красными пунктирными линиями обозначить дороги, по которым часто ходим (это может быть не только ведь школа, но и клуб по месту жительства или магазин), синими крестиками – любимые места для игр на улице, в желтый кружок обвести дом бабушки или друга и этим же цветом проложить путь. Результат: работа детей – бумажный «навигатор» и «ходячая» энциклопедия по Правилам дорожного движения.

В таких играх дети усваивают знания по элементам безопасности, определяют превентивные навыки поведения, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится правильному использованию и местоопределению средств безопасности (светофор, дорожные знаки, разметка, остановки). У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Важным моментом в данном виде работы является  «привязка» к особенностям нашего микрорайона.

Этапы работы:

  1. ЦЕЛЬ (что я хочу?)
  2. МОДЕЛЬ (что мне для этого надо?)
  3. ПЛАН (как я буду это делать?)
  4. ОЦЕНИВАЕТЕ РЕЗУЛЬТАТ (что я получил в итоге?)

Возможно создание «Навигатора» с помощью современных технических средств. Создание анимированной карты – интерактивная карта, под которой подразумевается анимационный программный продукт, представляющий комплекс безопасных маршрутов. Карту окрестностей дома и школы, которая станет основой для этой схемы, можно получить, например, с помощью карт из Интернета. В поле поиска введите адрес, а затем с помощью ползунков +/– установите желаемый масштаб и сохраните карту на компьютер. После этого распечатайте ее и нанесите на основу названия объектов (школа, супермаркет, сквер, детская площадка и т.п.), светофоры, дорожные знаки, переходы, места остановок общественного транспорта с указанием маршрутов и др. — всё, что поможет школьнику ориентироваться в дорожной обстановке. Далее обязательно отобразите наиболее безопасные подходы к школе и другим объектам, изображённым на схеме. Места, требующие повышенного внимания ребёнка, следует обозначить особо с помощью определенных символов.

ТРЕНИНГ «Я  по городу иду, я в беду не попаду» ориентирован на учащихся 4 – 6 классов. В ходе тренинга ученики приобретают практический опыт оставления точных планов местности, используя знания по общеобразовательным предметам: математика, биология, география, ОБЖ.

Возможные этапы тренинга:

  1. Проблемное обсуждение (дискуссия): какие знания будут востребованы для создания точной схемы – маршрута.
  2. Проведение измерения и соответствующих расчетов параметров собственного движения и движения транспорта. При проведении занятий на местности ребята учатся сравнивать расстояния разными способами и определять ширину дорожного полотна (на глаз, с помощью шагов, рулетки, современных оптических приборов), учатся использованию внешних ориентиров (фонарные столбы, дорожная разметка), а также психотехнических приемов (внутренний счет при оценке времени, включение внимания на бордюре).
  3. Моделирование и проектирование конкретного участка микрорайона.

Итогом данного тренинга должна стать разработка схемы пути, доведенная до инженерного (технологического) уровня. В ходе тренинга исключить слово «игра» для формирования у детей осознания «взрослости», «неигрушечности» результата.
На что обратить внимание при объяснении маршрута:
1. Школа и прилегающая территория. Особенности улиц, все места с ограниченным обзором, основные помехи обзору, основные маршруты перехода улиц детьми, идущими в школу и из неё.
2. Переход. Особенности подхода к пешеходным переходам. Правила перехода дороги, если нет пешеходного перехода. Сигналы светофора и т.д.
3. Жилая зона. Здесь нет разделения на тротуар и проезжую часть. Пешеходы и автомобили делят одно дорожное пространство.
4. «Пустынная» улица. Даже если не видно машин, приостановись, осмотрись и переходи шагом.
5. Улица с интенсивным движением. Такую улицу безопаснее переходить только по оборудованным пешеходным переходам.
6. Дом и прилегающая территория. Особенности движения детей во дворах. Особенности улиц, внутриквартальных проездов, стоящие машины, места ограниченного обзора (домами, деревьями), остановки автобуса, игровые площадки рядом с дорогой.
7. Остановка автобуса. Стоящий автобус может ограничивать обзор!
8. Регулируемый перекрёсток. Всегда дождись зелёного сигнала светофора! Перед тем как переходить дорогу, убедись, что на твоём пути нет машин, в том числе поворачивающих под зелёную стрелку светофора.

Схему необходимо вложить в дневник ребенку.

Комментарии запрещены.